sari_s: (Default)
sari_s ([personal profile] sari_s) wrote2019-05-02 10:16 pm

Когда приближается День Катастрофы, я молча ожидаю, когда он уже закончится

От этой минуты молчания мне не легче. Эта минута со мной каждый день, все время.

Когда я думаю, почему у меня нет троюродных сестер и братьев, двоюродных бабушек и дедушек и просто дальних-дальних родственников, которые могли бы быть у меня и у наших детей.
Мои троюродные и четвероюродные родственники остались безымянными, потому что никогда не родились.

Сегодня, как это обычно бывает в этот День, по радио целый день говорили о теме Катастрофы.

С утра слушала передачу. Молодая женщина, судя по голосу, моложе 40, рассказывала, как у них в городе действует "клуб выживших в Катастрофе". Трижды в неделю для пожилых людей есть организованная подвозка, в клубе есть горячий обед, после обеда прослушивание песен, настольные игры, а потом у стариков свободное время, когда они обмениваются воспоминаниями о пережитом 70 лет назад - кто-то пережил войну в Румынии, кто-то с Украины, а кто-то из Прибалтики.
Журналистка, слушая всю ее ура-позитивную инфу, сюсюкала и причитала: ах, как хорошо! ах, как замечательно! Значит, что о старичках не только заботятся, но они еще и общаются друг с другом на животрепещущиe темы.

- Вранье! - вот слово,
которое мне захотелось крикнуть в этот момент.

Мой сосед, старый Миллер (94) прошел через девять концлагерей. Он прошел несколько маршей смерти, когда в 1945 году, опасаясь наступавших армий, нацисты гнали колонны заключенных из одного лагеря в другой. Бухенвальд, Дахау, британские лагеря нелегальных эмигрантов, потом ЛЕХИ, потом полвека работы "слесарем-золотые руки". Он тоже ходит в такой клуб, но даже сегодня пугается, слыша лающих собак.
- Никогда, никогда, - говорит мне Миллер, мы не говорим в клубе о том, через что мы прошли. Это - он смотрит мне в глаза - у меня в сердце.

Моя мама, девочкой выжившая в лагере в Транснистрии, где погибли все, а выжили она и ее мама, моя бабушка (я вообще не понимаю, как я родилась) когда речь заходит о войне, согласна, способна говорить со мной на очень-очень ограниченные темы.

Фильмов о войне сняты сотни. Иногда кажется, что кадры виденных  фильмов о войне поселились в памяти навсегда. "Иди и смотри",  "Помни имя свое" , War And Remembrance", "Список Шиндлера". Зачем их перечислять? Мы все с вами видели их десятки.
А вчера мне вспомнился польский фильм "Ида". Простой серый фильм, от начала до конца. Очень молчаливый, такой очень камерный фильм. В нем почти нет диалогов. В нем почти нет и действий. Но после этого фильма мне всю ночь снилось, что я спасаю, несу на руках мою маленькую четырехлетнюю маму.

Примерно год назад я сидела в раввинатском суде.
- Давайте сюда ваши свидетельства о рождении, свидетельства о браке, - сказал молодой дядечка, эксперт по еврейству.

Все советские корочки он внимательно прочитывал. Имя, отчествo, фамилия, город. Имя, отчествo, фамилия, город. Потом, глядя в документы, просил назвать меня фамилии и даты из документов моих предков. Я без запинки называла: Аурелия Рейзл, Норберт Нисан, Густав Герш. Прабабушка Сара Клайн, я ношу ее имя. А это могила ее мужа, моего прадедушки. Я показала фотографию, на могильном камне была надпись: Хаим Дов Клайн, ת.נ.צ.ב.ה
Эксперт по еврейству сравнивал мои ответы с записями в документах.
----
- Где была ваша мать во время Холокоста?
И тогда я достала эти листы.  Вы видите их на этой фотографии. Это мой пост "Отец: Ицхак, мать: Регина. Профессия: Ребенок. Место смерти: Освенцим", который я распечатала для этой встречи. Все фамилии погибших в Аушвице, в Праге, во Львовском погроме, я написала их целым списком.
- Что это? - с удивлением спросил эксперт.
И тут я разревелась.
=============
Когда приближается День Катастрофы, я ожидаю, когда он уже закончится
Мне от этой минуты молчания не легче, а только тяжелее. Эта минута со мной каждый день, все время.

P.S. Здесь должен был быть сегодня другой пост. Но он еще будет написан.

[identity profile] lora-lin.livejournal.com 2019-05-02 07:36 pm (UTC)(link)
ה' יקום דמם

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 03:41 am (UTC)(link)
да.

[identity profile] virginian.livejournal.com 2019-05-02 07:44 pm (UTC)(link)
Очень сочуствую, память о катастрофе живет внутри вас и многих людей.

Мои дед и отец участвовали в войне, папа в самом конце на Дальнем Востоке. Они НИКОГДА не говорили о войне. Все что я немного знаю мне рассказали соседи деда по квартире, вместе с которыми он выходил из окружения.

P.S. Если не секрет, что вам понадобилось в раввинате после стольких лет жизни в Ираиле?

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 03:40 am (UTC)(link)
Помню ваше воспоминание о дорогой вещи, доставшейся вам на память от отца.
Ответ на ваш вопрос. Это процедура, требующаяся для вступления в брак детей. Послала вам линк.

[identity profile] virginian.livejournal.com 2019-05-03 09:42 am (UTC)(link)
Спасибо, оставил там комментарий по поводу этой процедуры.

[identity profile] shi-ra.livejournal.com 2019-05-03 02:28 pm (UTC)(link)
Да, это правда. Дедушка никогда не рассказывал нам о блокаде, и бабушка тоже ничего не рассказывала.

[identity profile] lady-wave.livejournal.com 2019-05-02 07:51 pm (UTC)(link)
Да. Мы с вами об одном и том же. Нескончаемая минута молчания по неродившимся кузенам. Мертвое молчание стариков о пережитом.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-02 07:53 pm (UTC)(link)
Утром увидела ваш пост в ленте и подумала, что чувствую ТО ЖЕ САМОЕ.

[identity profile] lady-wave.livejournal.com 2019-05-02 07:56 pm (UTC)(link)
Да, я сразу поняла.
Муж мой любимый, Небесами предназначенный, там же, среди неродившихся. Пыталась найти ему замену - бесполезно.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-02 07:59 pm (UTC)(link)
ох

[identity profile] irin-v.livejournal.com 2019-05-02 08:08 pm (UTC)(link)
.

[identity profile] nebotticelli-xl.livejournal.com 2019-05-02 08:58 pm (UTC)(link)
Молчание.

[identity profile] irenase.livejournal.com 2019-05-02 09:18 pm (UTC)(link)
Я бы тоже разревелась, причем еще раньше...
Я однажды тоже была на таком допросе в равинатском суде. Была там с племянником. Тема Холокоста не была затронута, но мне тоже
хотелось плакать от этого допроса. Была я там исключительно в качестве "группы поддержки", я родная сестра его дедушки...
Но это совсем другая история...
А твоим родным, моим родным и всем тем, кого сжег огонь Холокоста, светлая память... А слезы по всем тем, кто не родился. У меня тоже мало родственников...

[identity profile] ira-shira.livejournal.com 2019-05-03 10:53 am (UTC)(link)

Вашему племяннику повезло. Он был с вами. А я была там одна.

[identity profile] irenase.livejournal.com 2019-05-03 12:59 pm (UTC)(link)
Да, наверно. Сочувствую. Та еще процедура...

[identity profile] ira-shira.livejournal.com 2019-05-03 02:21 pm (UTC)(link)

Уже почти 19 лет прошло, так что всё отлично. Но да, осадочек видимо остался. Вы правильно написали, именно допрос.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 02:54 pm (UTC)(link)
Я видела твой пост про первомай. Ты подошла к теме с другой стороны, но как же я тебя понимаю. Спасибо, Ира.

[identity profile] zuzlishka.livejournal.com 2019-05-02 09:58 pm (UTC)(link)
Обнимаю молча, моя дорогая

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 02:55 pm (UTC)(link)
Спасибо, дорогая. Мне дорого даже молчание.

[identity profile] olga-graphic.livejournal.com 2019-05-02 09:58 pm (UTC)(link)
Я только что, из документов на сайте Яд-ва Шем узнала, что у моей бабушки еще были сестра и брат, погибшие в Балтинском гетто. Про вторую сестру она рассказывала, но про этих никогда. Даф-эд на них составил бабушкин брат, уехавший еще в Палестину в 30-х годах.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 02:57 pm (UTC)(link)
Господи, если начать ворошить эти Даф-эд, сколько родных судеб можно еще раскопать. А сколько сотен тысяч остались даже без листа!

[identity profile] smehvzale.livejournal.com 2019-05-03 03:16 am (UTC)(link)
Фильм "Ида" один из моих самых любимых фильмов. А посмотрел я их много т.к. родился когда ещё Сталин был жив. Знал людей выживших в концлагерях и гетто. Сами они никогда об пережитом не рассказывали, а если их спрашивали то это было несколько слов и перевод разговора на другую тему.
Зато к нам в школу на праздники всегда приводили бывших партизан и они лихо рассказывали как подрывали мосты.
Edited 2019-05-03 03:17 (UTC)

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 04:51 am (UTC)(link)
Помню, помню встречи с ветеранами. В 70-ые годы это были очень крепкие мужчины в орденах и медалях, а нам, глупым 10-летним и 14-летним детям они казались старыми дедами.
А одну встречу с ветераном я не забуду никогда.
Иван Гаврилович.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 02:59 pm (UTC)(link)
Женя, спасибо за линк.

[identity profile] smehvzale.livejournal.com 2019-05-03 04:38 pm (UTC)(link)
Спасибо что поделились.
Я ходил в школу в 50х и 60х годах. В 70-ые годы пафос был уже другой.

[identity profile] aviator9298.livejournal.com 2019-05-03 03:34 am (UTC)(link)
Да, у моих родииелей тоже нет двоюродных братьев и сестёр. Они или погибли или не родились.

Я всегда вспоминаю родного брата моего деда Элю. Его призвали в армию летом 1941 и он прошёл всю войну и вернулся домой, его жена и трое детей (двоюродный моей мамы) погибли на Украине. Я даже не знаю как их звали. Мальчика звали Миша, а имён девочек я не знаю, а сегодня и спросит не у кого. Да и когда ещё было у кого, то они не хотели говорить на эту ему.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 03:00 pm (UTC)(link)
Пусть земля будет им пухом...

[identity profile] aviator9298.livejournal.com 2019-05-03 05:01 pm (UTC)(link)
https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie34560411/

Вот нашёл наградной лист. Был призван в июне 1941, прошёл всю войну, а семья погибла.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 05:04 pm (UTC)(link)
.

[identity profile] sheenkow.livejournal.com 2019-05-03 03:37 am (UTC)(link)
> эксперт по еврейству

Они там лицевой угол еще не измеряют, по научно обоснованной методике нацистов?

[identity profile] ira-shira.livejournal.com 2019-05-03 11:00 am (UTC)(link)

Не измеряют. Но меня не смотря на все документы послали из Хайфы в Иерусалим к специальному эксперту. И думаю, то что я похожа, сыграло свою роль.

[identity profile] sheenkow.livejournal.com 2019-05-03 11:56 am (UTC)(link)
И эти люди запрещают мне ковырять в носу устраивают по всему миру шухер на тему равенства всех людей и равноценности всех культур, наций, религий. Лицемеры и фарисеи.

[identity profile] ira-shira.livejournal.com 2019-05-03 01:03 pm (UTC)(link)

Нет. Эти люди не устраивают. И они не за равенство.

[identity profile] sheenkow.livejournal.com 2019-05-03 02:47 pm (UTC)(link)
Да ладно? А разве не евреи психуют во всех мыслимых и немыслимых СМИ на тему толерантности и мульти-культи? Или вы за равенство только для гоев, т.е. скотов, а единственные настоящие люди - это евреи? Тогда действительно все становится на свои места.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 02:52 pm (UTC)(link)
На этом вашем комменте я вас попрошу: хватит.
Хотите развивать эту тему - пожалуйста, на здоровье. Только не у меня и не в этом посте.

[identity profile] sheenkow.livejournal.com 2019-05-03 03:03 pm (UTC)(link)
Ага, не нравится, когда вас расчехляют, а, б-гоизбранныя?))) Прощевайте покедова. Не кашляйте.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 03:07 pm (UTC)(link)
бан.

[identity profile] lolka-gr.livejournal.com 2019-05-03 06:59 am (UTC)(link)
я бы тоже разревелась...

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 03:01 pm (UTC)(link)
Мне потом сказали, что эта церемония прошла у нас на редкость легко. Легко? Я ходила убитая два дня.

[identity profile] gudzuru-fu-fu.livejournal.com 2019-05-03 08:16 am (UTC)(link)
В моей личной маленькой семье никто не пострадал в Катастрофе, если под Катастрофой мы понимаем то, что сделали фашисты именно с евреями. Один мой дед погиб на фронте, второй дед и прадед пропали без вести, они тоже воевали. Моя бабушка с маленьким сыном, сестрой , матерью и старыми свекрами уехала в эвакуацию со своим заводом. Они были в числе последних эвакуированных. Мать моей матери умерла от тяжелой болезни. Маленькая мама попала в детдом.
А вот родителям и братьям моей прабабушки пришлось встретиться с Катастрофой лично. В этой семье было 14 взрослый детей, включая мою прабабушку. Она переехала в молодости в Одессу, а все остальные остались в Киеве. Там жил огромный клан - старики, дети, внуки, правнуки. Я не знаю их имен, я знакома только с потомками одного из 14 детей. Мои родители знакомы с потомками еще одного брата прабабушки. Их семья в 70-х уехала в Америку. И еще одна прабабушкина сестра с детьми выжила, и после войны они переехали в Москву. Всё! Остальные погибли. БОльшая часть в Бабьем яру, часть согнали в гетто, часть погибла на фронте.
9 мая в нашей семье никогда не отмечали. Никто из тех, кто был на фронте, не дожил до Победы. Огромное количество родственников были убиты фашистами, и имена их растворились, как будто бы их вообще никогда не существовало. А второй муж моей бабушки вообще с войной не пересёкся, он провел 17 лет с 37-го года по 54-й в сталинских лагерях на Дальнем Востоке.
Как не отмечали этот день, так и не отмечаем. А в йом аШоа вообще молчим. Не о чем говорить. Человек предпочитает вытеснить свои травмы из сознания.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-03 03:05 pm (UTC)(link)
История твоей семьи достойна не одного длинного коммента, а полновесного романа. Боже мой, каждый дед, каждый родитель, каждый мальчик и девочка.
Мы должны каждый день, каждый Б-жий день благодарить Вс-вышнего, чо он даровал нам продолжение, нашу жизнь.
Просто благодарить.

[identity profile] smehvzale.livejournal.com 2019-05-03 04:40 pm (UTC)(link)
Респект!

[identity profile] natali-ya.livejournal.com 2019-05-03 08:45 am (UTC)(link)
.

[identity profile] ida-mikhaylova.livejournal.com 2019-05-05 05:47 am (UTC)(link)
Пронзительно.
Фильм"Ида" глубокий и необходимый.

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-16 04:04 pm (UTC)(link)
Спасибо. Согласна.

[identity profile] snow-alis.livejournal.com 2019-05-14 08:55 am (UTC)(link)
Обнимаю тебя Сари...

[identity profile] sari-s.livejournal.com 2019-05-16 04:04 pm (UTC)(link)
Спасибо.