sari_s: (Default)
[personal profile] sari_s
olimpic-1980.JPG- Красивая нам выпала дата! - улыбнулась моя мама. - 7 июля, седьмое число седьмого месяца!
- Везет же тебе! - сказала начальница архива Гута. - Будешь смотреть эстафету прямо из дома! Никуда не надо ни ехать, ни идти.

Мне действительно повезло.
Вечером 7 июля 1980 года Олимпийский факел пересек Прут и пришел в Черновцы. А спустя час на нашей улице Шевченко показался эскорт машин, сопровождавших факелоносцев и спортсменку с Олимпийским огнём в руке.
Факел мчался в Москву!
На небывалое торжество у окна нашей гостиной вместе со мной с волнением смотрели две мои сокурсницы Полина и Мила.

А в это время, из Куйбышевa в пионерский лагерь "Буревестник" на Волге направился на практику мой ровесник, герой романа Иванова, студент филфака Игорь Корзухин. На нем были паленные дерибасовские джинсы и значок с Полом Маккартни. И думал он в этот день только о том, удастся ли ему закадрить девчонку-вожатую.

С первых страниц романа я поняла, что это необычная книга. Она началась с рассказа вожатого о том, что ночью гипсовая девочка-горнистка у ворот оживает, бродит по лагерю и душит детей. Горнистка мстит за разгромленную статую мальчика-барабанщика, которого дети закидали камнями. Это был буквально первый абзац книги и всё....я провалилась в нее с головой.
Это книга о пионерлагере и о детстве, но она определенно для взрослых. Пионерский лагерь здесь фон, а дети и вожатые - участники одной большой массовки, в которой царят правила всеобщего  послушания, подчинения и обожествление коллектива.
У нас все должны в чём-нибудь участвовать. А кто не все – того накажем.
Все должны быть... никем! Красивые слова "сплочение" и "коллектив" - а на самом деле решает кто-то вышестоящий и пикнуть нельзя. А раз никто не пикнул - значит так решил коллектив!

Мои школьные годы пришлись на 70-ые, но от книги повеяло теплотой воспоминаний детства.
Детства, когда один день - как полжизни, а игры - всерьёз, а ссора - это навсегда, ну по крайней мере до послезавтра! И у нас были щекочущие тайны, считалочки и обзывалки, страшилки, пересказываемые таинственным шёпотом (Черная рука под кроватью!) И конечно, и у меня был песенник с наклейками, и девчачий вопросник, где мы писали ответы друг дружке, и "секретики", и закопанный клад с блестящими пуговицами. Спасибо Иванову, я как будто прокатилась на машине времени :-)

В романе множество детских диалогов, совершенно живое, реальное детское общение. И все сцены на месте, ничего не притянуто и не затянуто. Дети (вчерашняя начальная школа, но еще не подростки) - очень разные. Задорные, правильные, злые и грубые, в чем-то подлые, по-детски наивные и легковерные. Некоторые мальчики - уже отъявленные бандюки. Некоторые девочки - почти настоящие стервы (тут я в очередной раз подумала, как хорошо, что я ни разу не была в пионерлагере)

И при этой реалистичности детских персонажей автор органично запихнул в книгу... вампиров. Он так постепенно, так красиво и изящно вплел их в повествование, что получился своеобразный коктейль, такoй чудесный гоголь-моголь. Нереально круто!

Получилось, что в "Пищеблоке"(а название-то какое!) соседствуют три комплекса. Первый комплекс - детство, присказки, игры, пугалки, детский дворовой фольклор. Второй комплекс - пионерия и ее символы, алые галстуки, флаги, речевки, клятвы и заветы. И третий комплекс - вампирство с кровью и тоталитаризмом.

В отзывах на Livelib многие написали, что вампиры – метафора удушающего строя, делавшего из детей безропотное, покорное стадо, готовое выполнять любые приказы партии.

Тут я все же хочу сказать о своем. Я помню годы своего пионерского детства, в школе и на Площадке. Да, мы декламировали бойкие речевки и девизы и пели песни про гражданскую войну и про девочку-героиню, не выдавшую фашистам партизан. Мы боялись новой войны и думали, что если мы будем петь о мире, то мир будет. Во всем мире! И мы писали мелками на конкурсе рисунков на асфальте "Свободу Вьетнаму". Нелепо, бессмысленно? Но все это вместе с обязаловкой и пафосностью и мероприятиями для галочки - часть моего детства.  А в детстве так хотелось верить в хорошее и доброе.

Мне кажется, автору удалось всё: передать атмосферу и антураж эпохи, передать детскую веру в героизм, идеализм и бунтарство. Удалось в одной книге сплести советскую идеологию, религию и суеверия, a устами двух главных героев, школьника Валеры и вожатого Игоря передать рассуждения о морали и морализаторстве, о лицемерии и ханжестве.

У меня, пожалуй, будет одно замечание.
В мое пионерское время не было у детей такой пошлости и вульгарности в выражениях. И слова "жопа и гавно" уж точно не составляли 50% лексикона моих одноклассников. Думаю, что и в 1980 году такого тоже не было.

Роман написан красивым и легким слогом и читается буквально на одном дыхании. И при этом - это очень-очень серьезная книга.
Честно говоря, я даже не припомню, когда книга захватывала меня так, что я не могла оторваться. Книги, от которых нельзя оторваться, я читала в детстве. Вот так случилось у меня с "Пищеблоком".
Проглотила роман в один день, не переводя духу.

Большое спасибо [livejournal.com profile] sestra_milo за рекомендацию!

Date: 2021-12-11 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Дети (https://www.livejournal.com/category/deti?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura?utm_source=frank_comment).
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Date: 2021-12-11 09:48 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Абсолютно точно. И еще: Общество.

Date: 2021-12-11 09:49 pm (UTC)

Date: 2021-12-11 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tan-y.livejournal.com
мне всегда кажется, что твои рецензии намного лучше описываемых книг.

Date: 2021-12-11 09:50 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Спасибо, друг! Мне так приятны твои слова.
Поверишь? С таким большим удовольствием я давно не читала.

Date: 2021-12-12 04:50 am (UTC)
From: [identity profile] hahi.livejournal.com
Совершенно замечательная книга. А попробуйте у этого же автора ещё "Псоглавцев". Я про них скоро рецензию напишу :)

Date: 2021-12-12 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Гриша, я читала ваш пост о Пищеблоке, помню ваш восторг:-)
Про другую книгу - сначала послушаю ваше мнение.

Date: 2021-12-12 05:12 am (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
спасибо за отличную рецензию)

Date: 2021-12-12 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Мне хотелось написать еще больше, но тогда вышел бы не пост, а трактат :-)

Date: 2021-12-12 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] dyrbulschir.livejournal.com
Мне "Пищеблок" не очень как раз понравился), но ваш текст читать было интересно :)

Date: 2021-12-12 07:02 am (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Лада, вы прямо, как моя френдесса в комменте выше :-)

Date: 2021-12-12 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] shi-ra.livejournal.com
Я помню, как во время Олимпиады 1980-го мы были в отпуске в Таганроге, и ехали домой на поезде через Москву. А Иванова я очень люблю, и "Пищеблок" его люблю. Прекрасная книжка.

Date: 2021-12-12 02:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Иванова, насколько я вижу по своей ленте, любят очень многие. До сих пор я пробовала читать только "Блуда и Мудо". Не пошло. А вот "Пищеблок" понравился очень-очень.

Date: 2021-12-12 07:13 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com

Я только его «Географа» читала. Ну так, ничего, но продолжать не хочется.))

Date: 2021-12-12 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
О "Географе" читала очень хвалебные отзывы в ЖЖ, но желания читать у меня пока не было.

Date: 2021-12-16 06:24 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Но зачем же ты тогда читала "Блуду"? Ее стоит читать только фанатам "Географа", и все равно она хуже.
А "Пищеблок" прекрасен, согласна!

Date: 2021-12-16 06:43 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
В Блуде я осилила только 1-ую главу из 7. Заколебали меня сексуальные похождения Моржова. И вообще, образ его был такой отталкивающий, что не хотелось портить себе настроение.

Date: 2021-12-16 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Не буду настаивать на Географе, но все-таки это вещь!

Date: 2021-12-16 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Советуешь попробовать?

Date: 2021-12-16 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Тут тебя пьянство главного героя будет раздражать... Не знаю, я обожаю эту книгу, но у нас не всегда сходятся вкусы. То, что "Пищеблок" тебе понравился — их сближает )

Date: 2021-12-16 07:02 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Вот, я об этом уже догадалась по названию. Пропить глобус это ж как надо пить.. Если ты обожаешь, я попробую :-)

Date: 2021-12-12 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] lorique.livejournal.com
Ничего себе, книгу за один день! :) Мне понадобилось дней пять, наверное.
У меня очень похожие впечатления от книги: все узнаваемо, все на месте, а вампиры — ну, почему бы и не вампиры. В пионерлагере я была дважды, лагерь этот терпеть не могла, может быть и незаслуженно. У меня только другое замечание: вряд ли девочки так сильно интересовались бы там мальчиками-ровесниками. 12-летним девицам сверстники кажутся глупыми детьми, недостойными внимания, не то что вожатые или в крайнем случае, ребята из первого, максимум — второго отряда :)))

Date: 2021-12-12 05:03 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Да, что-то невероятное, я не могла заставить себя оторваться от чтения.
Я об этом тоже подумала. Но Валерка так отличался от своих сверстников, так выделялся, был такой "нестандартный", вдумчивый, рассудительный, совсем не маменькин сынок, решительный и находчивый. Вел себя намного взрослее, чем ребята из его звена. Так что неудивительно, что Анастасийка выделила его из всех остальных.

Date: 2021-12-12 06:02 pm (UTC)
From: [identity profile] lorique.livejournal.com
Да, нет, я про более общее настроение, даже конкретный пример не могу привести.
А Валерка, главный герой — да, вызывает однозначную симпатию (в отличие от Моржова ) :)))

Date: 2021-12-12 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Не сразу поняла, о каком Моржове ты говоришь. Потом (погуглив), вспомнила, что это герой "Блуда и МУДО". Я одолела только одну главу и по большому счету, по одной причине: он был мне так неприятен, что не могла себя заставить читать дальше.

Date: 2021-12-12 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] oita.livejournal.com
Спасибо, пойду скачаю себе в ридер.
Это в полуеврейских Черновцах и Бельцах так пошло и вульгарно не разговаривали, а в гойской средней полосе очень даже.
Но я ж еще книгу не читала, может и не так пошло и вульгарно :)

Date: 2021-12-12 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Не знаю, может дело в географии.
Будешь читать, сама увидишь. Практически ни одной фразы без "жопы" и "соси". В моем детстве так могла изъясняться дворовая шпана, но тут, в книге просто все дети.

Date: 2021-12-12 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com

Хочу поддержать идею насчёт географии, хотя рискую нарваться на тапки (не от тебя). В Украине грязная брань в принципе менее была распространена, ею разговаривал совсем низкий, деклассированный слой населения. Т.е. не просто необразованные, рабочие, а алкаши и бомжи. У нас могли грубо и украинскими просторечиями разговаривать. Но не матом, как основным лексиконом. Это русское.

Date: 2021-12-12 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
От меня на тапки ты уж точно не нарвешься. Тебе наверное, видней. Я никогда не жила в России.
В книге у детей, конечно же, не мат, но очень-очень вульгарный язык. Сплошные подколы и злые остроты и это еще мягко сказано.

Date: 2021-12-12 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] gali-s.livejournal.com
Я тоже не жила. Но бывала и некоторый опыт общения с представителями имею.) Поэтому такое впечатление. Но на истину в последней инстанции не претендую.

Date: 2021-12-12 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
<В мое пионерское время не было у детей такой пошлости и вульгарности в выражениях. И слова "жопа и гавно" уж точно не составляли 50% лексикона моих одноклассников./i>
У моих одноклассников не было, но в пионерском лагере было, да еще и как!
Там было много детей из рабочей среды с соответсвующими выражениями.

Date: 2021-12-12 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Если б я там оказалась, для меня бы точно была "школа мужества".
Мой муж ездил в пионерлагеря многократно, каждый год. Говорит, что никакой детской ругани/матюков не припоминает. Правда, дело было еще в 60-ых годах.

Date: 2021-12-12 06:54 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Я тогда несколько брезгливо к этому отнеслась.
Потом, когда нас вместо колхоза от института посылали на завод, наслушалась матов.
Люди так между собой разговаривали.
С нами, студентками, они пытались говорить без матерщины.
Не всегда получалось, привычка сильнее.
70-е годы.
Харьков.

Date: 2021-12-12 07:19 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Практика на заводе вместо работы в колхозе была всяко лучше!
Очень хорошо понимаю. Так разговаривали. Интересно, что больше всего мата я наслышалась на заводе от молодых девочек. Даже рабочие-мужчины говорили сдержанней.
У меня есть воспоминание о заводе. Если хотите, почитайте. В первом, верхнем посте - линк на пост "Где находится Пентагон?" Тоже 70-ые годы.

Date: 2021-12-12 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] galka-psisa.livejournal.com
Не практика:))
Нас отправили на месяц на завод работать в литейном цеху.
Мы работали а три смены на прессах, делали формы для заливки.
Колхоз намного лучше.

Date: 2021-12-12 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Литейный цех, на прессах, три смены, это конечно, сильно!
На металлорежущем производстве, токарный/фрез. участок было бы совсем другое дело, да и народ там был намного культурней.

Date: 2021-12-12 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Надо читать=)
Во время Олимпиады я работал на почте, которая обслуживала район в Москве с гостиницами, где жили иностранные туристы. Иногда они к нам заходили. А в свободное время ходил смотреть соревнования.

Date: 2021-12-12 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Андрей, читайте непременно.
Так вы были, можно сказать, в гуще событий!

Date: 2021-12-12 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Да, я записался в волонтеры=) Меня на почту отправили в рамках организационной поддержки проведения Олимпиады. Во время студенческих каникул.

Date: 2021-12-12 08:29 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Такие каникулы запомнились!
А какие соревнования вы смотрели? Попасть было просто?

Date: 2021-12-13 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Были престижные соревнования, на которые трудно было попасть, и те, что давали "в нагрузку". Я больше ходил на вторые=) Помню дзюдо, тяжелую атлетику, видел, как наш знаменитый Василий Алексеев получил "баранку", не взяв начальный вес. Попал каким-то образом на футбол — сборная СССР играла за третье место против ГДР, кажется, и выиграла.

Date: 2021-12-12 10:31 pm (UTC)
From: [identity profile] rezoner.livejournal.com
В нашем пионерлагере, кстати, от АН СССР и Министерства геологии, только матом дети и разговаривали.

А можешь дать ссылку на текст? Я посмотрел первую серию, дальше не получилось, хочется прочитать.

Date: 2021-12-13 09:09 am (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Мне даже трудно такое представить. Тем более, что дело было наверное в Подмосковье и еще в 60-ых.
Но я вам верю!
Я посмотрела только трейлер. Ощущение было такое, что дело происходит прям в наши дни. Не знаю, почему. Очень яркие краски и впечатление киношности. Так что фильм смотреть что-то не хочется.

Линки на текст
http://flibusta.is/b/535242/read
http://loveread.ec/contents.php?id=78258

Date: 2021-12-14 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] layla-zahav.livejournal.com
"Вечером 7 июля 1980 года Олимпийский факел пересек Прут и пришел в Черновцы. А спустя час на нашей улице Шевченко показался эскорт машин, сопровождавших факелоносцев и спортсменку с Олимпийским огнём в руке.
Факел мчался в Москву!"
Одно из моих самых ярких детских воспоминаний... Я смотрела на факел с балкона дома на Кобылянской с родственниками и друзьями.

Date: 2021-12-22 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
Часто вижу вас в своей статистике. Так вы тоже черновицкая? Приятно видеть землячку :-)
На Кобылянской я тоже жила, но после 1981 года.

Date: 2021-12-22 06:25 pm (UTC)
From: [identity profile] layla-zahav.livejournal.com
Да, читаю вас с огромным удовольствием!
Я росла у бабушки в Сторожинце Черновицкой области, а в Черновцах жила бабушкина родная сестра, у которой мы часто гостили. В школе я уже училась в Киеве, так что у меня остались разве что совсем детские воспоминания, но Олимпийский огонь в Черновцах — одно из самых ярких воспоминаний тех лет.

Date: 2021-12-22 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] sari-s.livejournal.com
А у меня в Киеве были годы студенчества.
Спасибо за добрые слова.
Жаль, что вы сами ничего не пишете.

Date: 2021-12-23 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] layla-zahav.livejournal.com
Увы, я читатель, не писатель 😉

Profile

sari_s: (Default)
sari_s

October 2023

S M T W T F S
1 23 4567
8910111213 14
151617 18192021
22232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

  • Style: Indil for Ciel by nornoriel

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 23rd, 2025 07:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios